Двигатель ЯМЗ 236НЕ2 – четырехтактный, 6-ти цилиндровый, имеет V-образное расположение цилиндров, рабочий объем 11.150см3, охлаждение жидкостное, непосредственный впрыск топлива, жидкостно-масляной теплообменник, механический регулятор частоты вращения, промежуточное охлаждение надувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленный на автомобиле, турбонаддув, соответствует экологическим стандартам по выбросу вредных веществ ЕЭК ООН№49-02В, №24-03-Евро-2, №96-01. Двигатель ЯМЗ 236БЕ2 может комплектоваться коробкой передач с механизмом отбора мощности, гашения крутильных колебаний и сцеплением, имеет ресурс до капитального ремонта 800000 км.
Основные технические характеристики ЯМЗ-236НЕ2 и его модификаций
Характеристики
|
Значение
|
Мощность, кВт (л.с.)
|
169 (230)
|
Частота вращения, об/мин
|
2100
|
Максимальный крутящий момент, Н.м(кгс.м)
|
882 (90)
|
Частота при максимальном крутящем моменте об/мин
|
1100-1300
|
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.)
|
197 (145)
|
Габаритные размеры, мм (длинна/ширина/высота)
|
1840/1045/1070
|
Масса, кг
|
1280
|
Сцепление
|
ЯМЗ-182
|
Коробка передач
|
ЯМЗ-236П4
|
ТНВД
|
133.5-5
|
Генератор
|
1322.3771
|
Двигатель ЯМЗ 236НЕ2 имеет следующие действующие модификации ЯМЗ 236НЕ2-3, -236НЕ2-5, -236НЕ2-6, -236НЕ2-8, -236НЕ2-12, -236НЕ2-14, -236НЕ2-15, -236НЕ2-16, -236НЕ2-18, -236НЕ2-24, -236НЕ2-28, -236НЕ2-30, -236НЕ2-31, -236НЕ2-33, -236НЕ2-36, -236НЕ2-37, -236НЕ2-38. Все эти двигатели имеют схожие технические характеристики с указанными в таблице для ЯМЗ 236НЕ2 и отличаются только габаритами, массой, иногда сцеплением, коробкой передач и генераторной моделью.
Двигатель ЯМЗ 236НЕ2 имеет некоторые примечательные конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ-236НЕ2-1 и имеет индивидуальные головки цилиндров, прокладки головки цилиндров, водяные трубы, форсунки, топливопроводы высокого и низкого давления.
ЯМЗ 236НЕ2-3 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, оборудован ТКР (расположен вверху), системой подвода впускных газов в ТКР, спускными коллекторами, масляным картером (установлен глубокой частью вперед), удлиненным указателем уровня масла, 3-х ручьевым шкивом коленвала, V-образным ТНВД, соединительным патрубком впускных коллекторов, коробкой передач ЯМЗ-236У3 (сцепление и модель генератора те же, что в таблице), габариты 1885/985/1294 мм (д/ш/в), масса 1280 кг. Данная модификация двигателя эксплуатируется на автомобилях Урал-43206-41, -4320-40, -5557-40, -44202-41, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-5 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1 и имеет сцепление ЯМЗ-182, коробку передач ЯМЗ-236П4, габариты 1840/1045/1070 мм и массу 1275 кг, не установлен стартер, но имеется нижний кронштейн крепления для его установки. Применяется на автомобилях МАЗ-533602, -543202, -555102, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-6 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, оборудован V-образным ТНВД, индивидуальными блоком цилиндров, впускными коллекторами, топливными трубками высокого и низкого давления, 3-х ручьевым шкивом с проточкой, системой выпуска газов, автобусным масляным картером, указателем уровня масла, приводом компрессора и генератора, сцеплением ЯМЗ-182 и коробкой передач ЯМЗ-236Л1; ТКР сдвинут в сторону вентилятора, габариты и масса двигателя равны 1810/1045/1080 мм (д/ш/в) и 1280 кг. Эта модификация двигателя не имеет крыльчатки, муфты включения и кожуха вентилятора, соединительной трубы ОНВ, генератора (детали его крепления присутствуют) и ЭФУ, используется на автобусах ЛАЗ-52523, -4207 -5207, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-8 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, укомплектован передней опорой с хомутом тракторного типа, шкивом коленвала с проточкой, автобусным масляным картером, указателем уровня масла, приводом генератора и компрессора, сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236Л1, имеет габариты 1810/1045/1080мм (д/ш/в) и массу 1280кг. Дизель не имеет крыльчатки, кожуха и муфты включения вентилятора, соединительной трубы ОНВ, генератора (присутствуют детали его крепления и ремни привода), используется на автобусах Волжанин, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-12 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, оборудован V-образным ТНВД (12×13), сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236Л1, имеет габариты 1810/1045/1080мм (д/ш/в) и массу 1280кг, эксплуатируется на автобусах ЛиАЗ-5256, поставляется в запчасти(конструктивные особенности идентичны с ЯМЗ 236НЕ2-6).
ЯМЗ 236НЕ2-14 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-5, оборудован 3-х ручьевым шкивом коленчатого вала без смещения ручьев ГУР, приводом вентилятора, сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236П4, имеет габариты 1840/1045/1070мм (д/ш/в) и массу 1280кг, не имеет кожуха и муфты включения вентилятора. Данный дизель эксплуатируется на автомобилях МАЗ-533602, -533702, -555102, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-15 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-12, не укомплектован сцеплением и коробкой передач, не имеет подшипника в коленчатом валу, габариты двигателя – 1045/1045/1080мм (д/ш/в), масса 985 кг, используется на автобусах ЛиАЗ-5256, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-16 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-12, оборудован передней опорой Т-образной формы, приводом компрессора и генератора, генератором 6582.3701, ЭФУ, сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236Л1. Габариты дизеля составляют 1810/1045/1080мм (д/ш/в), а масса 1265кг, используется на автобусах Неман-5201, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-18 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-8, не имеет сцепления, коробки передач, подшипников в коленчатом валу, габариты дизеля – 1045/1045/1080мм (д/ш/в), масса равна 985кг, эксплуатируется двигатель на автобусах Волжанин-5270.
ЯМЗ 236НЕ2-24 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-3, оборудован сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236У2 с торцевыми шлицами, габариты двигателя – 1885/985/1294мм (д/ш/в) и масса 1280кг. Дизель эксплуатируется на автомобилях, шасси Урал-4320-40, -43203-41, -43206-41, -5557-40 и их модификациях, седельных тягачах Урал-44202-41, вахтовых автобусах Урал-3255-41, -32552-41 и их модификациях.
ЯМЗ 236НЕ2-28 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-12, имеет коробку 2361.1700010-81, сцепление ЯМЗ-182-10, коробку передач ЯМ-2361-81, габариты 1810/1045/1080мм (д/ш/в), массу 1280кг, эксплуатируется на автобусах ЛиАЗ-5256. Технические характеристики и конструкционные особенности оставшихся модификаций схожи.